Железнодорожный вокзал

Железнодорожный вокзал станции Гомель

История железнодорожного вокзала станции Гомель с уведомления №320 от 20 ноября 1873 года сенатора Селифонтова — «…об открытии правильного движения на участке Ландварово-Роменской железной дороги от Бобруйска до Гомеля протяженностью 141,81 версты товарных поездов с 16 ноября 1873 года, а пассажирских поездов с 17 ноября 1873 года» — военному министру с рассылкой копий этого документа в адрес министра внутренних дел и министра финансов. С этой даты началось строительство первого каменного здания пассажирского вокзала станции Гомель.

Железнодорожный вокзал станции Гомель был построен в 1890-е годы. Расположен на центральной оси Привокзальной площади.

До революции 1917 года здание вокзала в Гомеле было одноэтажным, кирпичным, облицованным тонким слоем цемента и окрашенным зелёной масляной краской. В здании находилось множество служебных помещений.

Ещё стоя на перроне, люди невольно обращали внимание на высокий переходной мост, который начинался у северной стороны вокзала. На фоне неба серо-голубой цвет окраски моста придавал ему особую легкость и красоту (в 1941 г. мост был разрушен). При входе в здание вокзала со стороны перрона размещался большой зал для транзитных пассажиров с широкими удобными сиденьями по бокам. Посреди зала находились длинные деревянные скамейки, рассчитанные на 20 человек. В торце зала были подмостки – сцена, где в праздничные дни играл небольшой оркестр. Люди приходили сюда послушать классическую музыку.

Железнодорожный вокзал

За годы своего существования вокзал трижды подвергался разрушению, последний раз – в годы Великой Отечественной войны. В 1948 (1946) году на месте одноэтажного здания практически заново построено здание вокзала дальнего следования. Рядом с ним в 1949-м возведено здание для пассажиров пригородного сообщения, приёма-сдачи груза и багажа.

Здание продольно-симметричной композиции: к доминирующему прямоугольному центральному трёхэтажному объему прилегают двухэтажные боковые крылья. Центральный объём, завершённый аттиком, выделен 2 ризалитами с колоннами композитного ордера. Главный фасад завершён аттиком, выдвинутый 2 ризалитами с пилястрами композитного ордера и акцентирован большим арочным проёмом на высоте 2-го и 3-го этажей. Ритм создают закрытые витражами большие арочные проёмы на высоту 2-го и 3-го этажей. Фасады боковых крыльев завершены треугольными фронтонами, декорированными портиками коринфского ордера, лучковыми окнами на 2-м этаже и балконами. В архитектурном решении садов и интерьеров здания использованы декоративные элементы классического наследия (пилястры, капители, полуколонны и др.). Интерьеры обработаны мрамором, штукатуркой, гипсом. В вестибюле центрального объёма установлена скульптура В. И. Ленина. Вестибюль объединяет 1-й и 2-й этажи, с обеих сторон его кассовые залы, на 2-м этаже расположены залы ожидания. В крыльях находятся служебные и вспомогательные помещения.

Железнодорожный вокзал. План

В 1995 году произведён капитальный ремонт пассажирского здания вокзала. 26 ноября 1996 года к 125-летию Белорусской железной дороги был построен пригородный вокзал (главный архитектор проекта – Л. И. Гоер). 20 декабря 2002 года построен и введён в эксплуатацию новый подземный переход (тоннель), а также реконструирован старый тоннель и посадочные платформы и введены в эксплуатацию 27 июня 2003 года.

На здании железнодорожного вокзала со стороны перрона в 1961 (1964) году в память о выступлении 16.6.1919 г. на станции Гомель на митинге рабочих и красногвардейцев М.И. Калинина, прибывший сюда во главе агитпоезда «Октябрьская революция», установлена мемориальная доска об этом событии.

В 2003 году здание вокзала станции Гомель включено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

>Фото: adamenko, barachevskiy, demax, elen17, saponenko, white1, x16, alvarez, zolotarev, agiss, darriuss и др.

Метки:
208