Театры

icon_dram-teatr icon_teatr_kukol icon_molodezhnyi  
Областной драматический театр Театр кукол Молодёжный театр Образцовый экспериментальный театр “Синтез”
Психологический театр “Роза ветров”      

Имеются сведения, что в Гомеле происходили народные театральные представления. Белорусский фольклорист Е.Р. Романов отметил исполнение на коляды народной драмы «Царь Максимилиан» (публ. 1888) и «Трон» (публ. 1912). В конце 18 века действовал театр в имении графа П.А. Румянцева.

Оживление театральной жизни во 2-й половине 19 века связано с появлением в городе частного театрального помещения (1852) и зимнего театра на 400 мест (1887—1900). С начала 20 века труппы выступали: во время зимних театральных сезонов (октябрь-февраль) в коммерческом клубе, зале общественного собрания, здании цирка (построен в 1890-е годы), на сцене кинематографа «Театр художеств» (открыт в 1911); во время летних сезонов — в специально оборудованных деревянных павильонах в городском сквере и в Максимовском парке.

С 1900 театральная жизнь в городе приобретает постоянный характер; она освещается в местной прессе, в 1914 выходил еженедельник «Гомельский театрально-музыкальный вестник*. В 19—20 вв. в городе выступали русско-польские труппы К. Федецкого, Ю. Кондрата, С. Новаковского и В. Вежбицкого. Работали руссские театральные коллективы: антрепризы И. Славянского (1869, в составе труппы В. П. Далматов, Н. Т. Мешков-Троепольский, Г. Н. Стремлянов), Липовской (1881/82), Н. М. Арнольдова-Чепурнова (1896/97), Е. Беляева (1903), Л. В. Болотиной и И. А. Орлова (1909), М. И. Велизарий и Н. И. Шенфельд (1911); Товарищество артистов (1895), товарищества артистов под управлением Е. К. Свирщевского (1893/94), во главе с Г. Н. Федотовой (1898), с Далматовым (1898, в составе труппы актёры петербургского Александринского театра В. В. Истомина, И. А. Ставинская, Н. Н. Ходотов), с А. Поляковой (1905), С. Писаревым (1910, в составе труппы П. Н. Орленев) и М. Г. Волковым (1917); труппы под управлением В. Никулина (1901), О. П. Корсаковой, М. С. Кожевникова и В. И. Боярского (1909), Г. А. Линевича (1910), О. М. Литвинова и А. В. Ланского (1911), Я. А. Славского (1912), Л. Я. Снегова и Ц. К. Дагмарова (1913), Е. Н. Неволиной (1914), Л. П. Михайлова, Днепрова, Н. Г. Иванова, П. Д. Муромцева и Ф. И. Любова (1915); украинские труппы под управлением Б. Н. Замовского (1909; 1911), Н. М. Запорожца (1917) и др.; еврейские под управлением М. Л. Гефнера, И. Ф. Каневского (1912) и А. Фишзона (1914); еврейско-немецкая Ш. Жоржа и Ф. Беккера (1914). В городе выступали известные актёры Орленев (Освальд — «Привидения» Г. Ибсена), Далматов (Хлестаков — «Ревизор» Н. Гоголя), А. М. Чаров-Сабинин (1908—09), М. Д. Карамазов, Роберт Адельгейм и М. В. Дальский (1911), М. М. Петипа (1913). С успехом шли спектакли «Ревизор» (1898, 1911, 1914) и «Женитьба» (1913) Гоголя, «Рабочая слободка» (1901) и «Зарево» (1917) Е. Карпова, «Мещане» (1903), «Дачники» (1905), «Дети солнца» (1906) и «Васса Железнова» (1911) М. Горького, «Иван Мироныч» Е. Чирикова, «Жизнь человека» Л. Андреева (1907), «Вишнёвый сад» (1909), «Три сестры» (1910) и «Дядя Ваня» (1913, 1914) А. Чехова, «Привидения» (1910), «Лес» (1910,1911) и «Без вины виноватые» (1911, 1915, 1917) А. Островского, «Женитьба Белуги на» и «Дикарка» Островского и Н. Соловьёва (1915); «Преступление и наказание> (1901) и «Братья Карамазовы» (1910) по Ф. Достоевскому, «Крейцерова соната» по Л. Толстому (1911), «Дворянское гнездо» по И. Тургеневу (1913).

Заметную роль в культурной жизни города играли любители. В 1908 создано Музыкально-драматическое общество, члены которого устраивали музыкальные вечера, концерты, литературные чтения, ставили драматические спектакли. В 1911 в городе отмечалось 25-летие со дня смерти А. Островского и 50-летие со дня смерти Т. Шевченко: вечера памяти организовали труппа Велизарий и Шенфельд (доклад о творчестве драматурга члена Санкт-Петербургского общества И. Я. Рабиновича, спектакль «Бешеные деньги» Островского) и городское музыкально-драматическое общество совместно с товариществом украинских артистов во главе с Замовским (доклад о творчестве поэта члена городского общества В. С. Узина, спектакль «Назар Стодоля» Шевченко).

Широкий размах приобретает любительство в первые годы установления Советской власти в Гомеле. В 1918 в городе действовало театральное любительское товарищество «Веночек». В начале 1919 организована пролетарская музыкально-драматическая студия, по образцу которой создавались культурно-просветительные организации в деревнях. Студия готовила концертные программы, музыкально-драматические постановки. Особой популярностью у зрителей пользовались митинги-концерты. Так, в октябре 1919 во время партийной недели в городе состоялся 31 митинг-концерт. В 1919 Гомельский губотдел народного просвещения организовал курсы для подготовки инструкторов по народному театру. Курсантами были поставлены спектакли «На пороге к делу» Н. Соловьёва и «Тяжба» Гоголя. В 1919—20 по инициативе губернского Пролеткульта в городе создана широкая сеть театральных кружков при клубах и рабочих организациях. В 1920-е годы действовал коллектив «Синей блузы». В 1922 в Гомеле было 8 драматических кружков (около 300 участников). Наиболее значительные: Театр учащихся (1919—31, руководитель актёр И. Я. Боярский) и коллектив клуба железнодорожников (основан в 1922). В 1919 в помещении Народного дома Театр учащихся показал спектакли «На пороге к делу», «Клоп, Барон и Агафон» В. Рыжкова, «Юбилей» Чехова и инсценировки его рассказов; в репертуаре коллектива также «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского, «Тарас Бульба» по Гоголю, «Ой не ходи, Грицю, да на вечерницы» М. Старицкого, «Бесталанная» И. Карпенко-Карого, «Выстрел» А. Безыменского, «Без вины виноватые». 14.5.1923 участники драматических кружков города устроили вечер, в программе которого драма «Его сиятельство», концерт. В этом же году местный журналист А. Иркутов поставил в драматическом кружке написанную им агитпьесу о революционной борьбе рабочих с трудом и капиталом, а учащиеся еврейского педтехникума показали инсценировку «Венский конгресс раввинов». Участники драматического кружка исправительно-трудового дома поставили пьесу «Стенька Разин» Каменского, в 1928 они дали 29 спектаклей и 2 концерта. В 1924 при кинотеатре им. Калинина организована драматическая студия (руководители режиссёр Л. В. Гольденвейзер, А. Ф. Доброславская). В 1921 в городе создана дирекция театрально-зрелищных предприятий, театры стали работать на условиях хозрасчёта. В это время в городе гастролировали: ленинградские коллективы «Кривое зеркало» и ансамбль артистов бывшего Александринского театра (1923), «Балаганчик» и «Новый театр» (театр им. Ленсовета; 1925), московские 2-я и 4-я Студии МХАТ (1924), театр МГСПС «Синяя блуза», театр им. Мейерхольда, театр революции, Малый театр (1925,1928) и Государственный еврейский камерный театр (1925), театр им. Моссовета (1926, 1937), театр для детей (1933) и трам (1935), одесский «Красный факел» (1924,1925), Харьковский украинский Краснозаводский драматический театр (1932), а также белорусские БГТ (1923) и БГТ-2 (1928—1931), Государсвенный русский драматический театр БССР (1933). В помещении городского театра работали русские драматические труппы: под руководством Сумарокова (в 1921), Золотарёва (1922), А. Я. Агазаровой, М. X. Рубина, Замовского и Л. Ю. Сагайдачного (1923), П. Л. Борикова (1924), Стронского, Соколова и Добровольского. Работали также труппы под руководством Гольденвейзера в сезон 1923/24 (постановки «Мистерия-буфф» В. Маяковского, «Даёшь Европу!», «Король Бастас», «Три преступника», «Мот») и под руководством Л. Изольдова в сезон 1928/29 (постановки «Разлом» Б. Лавренёва, «Шторм» и «Штиль» В. Билль-Белоцерковского, «Константин Терёхин» В. Киршона и A. Успенского, «Квадратура круга» B. Катаева, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Овод» по Э. Войнич).

В 1922 издавался журнал театра, литературы и искусства «Вереск». В 1930 на основе любительского кружка железнодорожников создан театр рабочей молодёжи, реорганизованный в 1935 в театр колхозно-совхозный (существовал до 1937). В 1935 работал трам в клубе им. Гикало (художественный руководитель Грамский), поставлены спектакли «Чудесный сплав» Киршона, «Жизнь зовёт» Билль-Белоцерковского, «Мильон терзаний». В 1932—37 Гомель был базой Белорусского третьего государственного театра. В 1938 в городе начал свою деятельность Государственньй театр кукол БССР. В 1939 открылся театр русский драматический областной.

После Отечественной войны возобновили свою деятельность Государсвенный театр кукол БССР (работал до мая 1949) и русский драматический областной театр (с 1946 работал в Могилёве).

С 1954 центром культурной жизни города становится вновь созданный театр драматический областной. С 1968 работает театр кукол областной. В городе действуют многочисленные драматические самодеятельные коллективы, среди которых народные театры «Жалейка», «Зеркало» и «Корчагинцы», образцовые театры «Ровесник», «Чародеи», «Синтез», театр кукол детский образцовый, театр мимики и жеста народный, театр народный Дворца культуры и техники железнодорожников, театр народный Дворца культуры территориально-производственного объединения «Гомельоблбыт», театр народный студенческого клуба Кооперативного института, театр юного зрителя детский образцовый. В Гомеле проводятся городские и областные смотры, декады, фестивали самодеятельного творчества трудящихся. Осуществляет руководство самодеятельными коллективами межсоюзный Дом самодеятельного творчества Гомельского облсовпрофа и областной Научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. В городе гастролируют театр, коллективы Белоруссии, а также других союзных республик. Театр, жизнь города освещается в газете «Гомельская правда».

Источник: Гомель. Энциклопедическим справочник. 1991

Метки:
23