Историческая застройка улицы Кирова

Застройка улицы Кирова

Исторические здания по улице Кирова внесены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Дом №1. Двухэтажный, прямоугольный в плане объём, к которому с тыльной стороны примыкает двухэтажная пристройка.

Дом №3. Дом представляет собой двухэтажный, прямоугольный в плане объём. Крыша двускатная, металлическая.

Дом №9.

Дом №12.

Дом №16. Кирпичный прямоугольный в плане дом с современной пристройкой и мансардой, двухэтажный.

Дом №17. Здание представляет собой двухэтажный, прямоугольный в плане объём, к которому с тыльной стороны примыкает современная пристройка.

Дом №18. Многоэтажное здание начала XX века. Изначально был облицован кирпичом.

Дом №19/12 (ул. Ирининская). Построен в 1936 году из кирпича по проекту архитектора Н. Макляцовой. Разрушен в Великую Отечественную войну, восстановлен в 1947-48 годах. (инж. М.А. Федорчук). Трёхэтажное Г-образное в плане здание с повышенной на этаж центральной частью. Углы здания урезаны и фланкированы сдвоенными колоннами. Пластика центральной части после восстановления стала более насыщенной: сооружены лоджии, в рольставнях дополнительные сдвоенные колонны, парапет крыши заменен ступенчатым аттиком, 4-й этаж декорирован пилястрами, на 2-м и 4-м этажах — балконы с балюстрадами. Продольные фасады оформлены ризалитами лестничных клеток, завершены аттиками. Окна прямоугольные. Памятник архитектуры. Этот жилой дом — первая попытка ансамблёвой застройки улиц города.

Дом №20/14 (ул. Ирининская). Построен в 1933 (1936) году из кирпича по проекту архитектора Н. Макляцовой. Разрушен в Великую Отечественную войну, восстановлен в 1947-48 годах. (инж. М.А. Федорчук). Повторяет композицию и планировку дома №19/12. Оконные проёмы прямоугольные, на 2-3-м этажах — балконы. Памятник архитектуры. Этот жилой дом — первая попытка ансамблёвой застройки улиц города.

Дом №22. Трехэтажное здание (1960 г.) относится к типу построек, выполненных в «историческом стиле».

Дом №23. Построен в 1948 году. Представляет собой Г-образную в плане конструкцию.

Дом №24 (ул. Жарковского, 14).

Дом №26 (ул. Жарковского, 11). Построен в 1954 году.

Дом №28. Дом построен в 1955 году в стиле конструктивизм. Прямоугольный в плане, с небольшими выступами-ризалитами.

Дом №29. Здание представляет собой двухэтажный, прямоугольный в плане объем, к которому с тыльной стороны примыкает современная пристройка. Построено в 1946 году.

Дом №31. Построен в 1948 году.

Дом №32 (к. 1, 2). Здание двухэтажное, прямоугольное в плане, с небольшими выступами-ризалитами.

Дом №33. Общежитие №2 БелГУТ. Композиционно здание разделяется на два яруса. Первый ярус состоит из двух этажей, оштукатуренных под неглубокий руст.

Дом №34 (ул. Комсомольская). Здание бывшей мужской гимназии. Построено в 1898 году из кирпича (архитектор С. Шабуневский). Сейчас в здании располагается административно-учебный корпус Белорусского государственного университета транспорта (БелГУТ). Здание П-образное в плане, сначала было двухэтажное. Фасады выделяются крупными членениями с определением главных, более высоких помещений (актовый и гимнастический залы, зал для рисования, церковь и др.), что лишает строение монотонности при ритмическом повторении одинаковых по пропорциям оконных проёмов классных комнат и придаёт ему монументальность. Стены отделаны наличниками, лепными вставками, тягами, меандром, розетками, завершены богато декорированным фризом и развитым профилированным карнизом. Окна 1-го этажа прямоугольные, 2-го — арочные. Планировка коридорная. В центральном объёме, выходящем на ул. Карповича, был парадный вход с просторным вестибюлем и широкой трёхмаршевой лестницей. С обоих сторон находились классные комнаты и помещения для учебно-воспитательной работы, в угловой части — церковь, в левом крыле — жилые комнаты директора и инспектора гимназии, в правом (выходит на ул. Кирова) — актовый и гимнастический залы. В Великую Отечественную войну здание разрушено. После войны восстановлено (проект инж. Р. Т. Ханина), надстроен 3-й этаж без купола над центральной частью. 16 октября 1918 году декретом ВЦИК гимназия была упразднена. В здании бывшей гимназии разместилось Управление Белорусской железной дороги. В 1926 году С. Шабуневский разработал проект двухэтажного здания так называемого малого флигеля во дворе Управления Белорусской железной дороги. Здание сложное в плане с двумя боковыми крыльями, симметричной объемно-пространственной композиции. После Великой Отечественной войны над зданиями Управления Белорусской железной дороги — бывшим гимназическим и малым флигелем – был надстроен третий этаж. В 1953 году в зданиях разместился Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне Белорусский государственный университет транспорта).

Дом №35 (ул. Комсомольская). Бывший дом специалистов. Построен в 1932-35 (1937) (арх. М. Салин) как жилой дом для ведущих специалистов города. Во время Великой Отечественной войны повреждён, в 1949 восстановлен с незначительными изменениями. Г-образное в плане 4-5-этажное здание на 50 квартир. 5-этажная угловая часть выделена введением на фасаде лопаток простого профиля и вертикальным ленточным остеклением лестничных клеток. Фасады 4-этажных боковых объёмов решены без оформления его пластическими деталями. В планировочной схеме повторяются однотипные секции с выходом на лестничную площадку 2 квартир (3- и 4-комнатных). На 1-м этаже угловой части размещён магазин.

Дом №42 (ул. Артиллерийская, 6). Построен в 1956 году. Здание двухэтажное, прямоугольное в плане объёме, с небольшими выступами-розолитами.

Дом №49. Построен в 1953 году.

Дом №57.

Print Friendly, PDF & Email
Метки:
40