Генеральный план. Год 1977

Важнейшей особенностью генерального плана города является принятый в нём подход к планировочной организации территории — преобразование сложившейся структуры его застройки в структуру, отвечающую современным и перспективным градостроительным требованиям на основе постепенной, поэтапной реконструкции.

Впервые в республике в генеральном плане решены вопросы использования пойменных и заболоченных территорий для развития городской застройки. О масштабности этих работ говорит тот факт, что из общей площади осваиваемых городом территорий более 70 % составляют пойменные, две трети которых находятся в городской черте.

Освоение этих территорий позволило приблизить жилую застройку к реке, в результате чего преобладающее количество гомельчан может проживать в пределах получасовой пешеходной доступности от городских зон отдыха. Создаются реальные условия для развития зелёных насаждений и ввода их, в совокупности с системой проточных водоёмов, непосредственно в жилую зону, что значительно улучшает её микроклимат и условия проживания.

В планировочной структуре города река Сож с её пойменными территориями является главной композиционной осью, водно-зелёным диаметром с системой городских и районных парков. Вокруг него формируется вся городская застройка, её селитебная и промышленные зоны.

В целом функциональная организация городских территорий представляет чётко выраженную систему:

  • общегородская зона отдыха — главная композиционная ось всей городской застройки;
  • селитебная зона, расположенная между промышленной и зелёной зонами и непосредственно примыкающая к ним;
  • промышленно-складская зона, размещённая с внешней стороны селитебной зоны города.

Планировочная структура города предусматривает:

  • создание комплексных планировочных районов, включающих в себя и селитебные, и промышленные территории, и зоны отдыха (или прямой выход в общегородскую зону отдыха);
  • установление чётких территориальных границ каждого планировочного района по природным рубежам или по существующим либо проектируемым автомобильным и железнодорожным магистралям;
  • обеспечение необходимой связи между планировочными районами по всей территории города, а также внутри самих районов на основе общегородской транспортной сети;
  • организация общегородской системы общественного обслуживания, базирующейся на создании центров обслуживания планировочных районов, связанных между собой и с общегородским центром, а также специализированных центров районного и городского значений (спортивных, медицинских, учебных и т. д.);
  • формирование общегородской системы зелёных насаждений общественного пользования.

Особое внимание в проекте было уделено транспортным проблемам города. Магистральная сеть построена по комбинированной схеме с учётом архитектурно-планировочного решения городской застройки, внешних связей, сложившихся внутригородских транспортных путей. Комплекс магистралей непрерывного движения состоит из трёх диаметров: север — юг — с выходом на внешние автодороги на Санкт-Петербург и Киев, юго-запад — северо-восток — с выходом на Речицу (Брест) и аэропорт, запад — восток — с выходом на Жлобин (Минск) и Добруш (Брянск). Центральную часть города магистрали огибают по периметру, создавая замкнутый контур для перераспределения и стока транспортных потоков внутрь центра.

Этот комплекс дополняет городская кольцевая автодорога, перераспределяющая внешние и периметральные городские потоки, освобождая застройку от излишней транспортной работы. Городские регулируемые магистрали кратчайшими радиальными прямыми связывают центр со всеми периферийными селитебными и промышленными территориями. В центральной части города они сходятся в нескольких транспортных узлах, что позволяет избежать концентрации потоков. Распределяющая сеть районных магистралей в селитьбе и промышленных дорог соединяет обе городские подсистемы. Транспортные узлы в разных уровнях предусматриваются в основном на магистралях непрерывного движения и на пересечениях с железнодорожными путями.

Согласно генеральному плану, территории города расчленяются на пять комплексных планировочных районов. В каждом из них предусмотрен центр общественного обслуживания жителей города, в состав которого входят учреждения и предприятия культуры, торговли и общественного питания, бытового обслуживания. Каждый из этих центров является не только утилитарно-функциональным, но и композиционным, художественным ядром застройки соответствующего района. Дополнением к районным центрам служат центры жилых районов и микрорайонов, на которые возложено обеспечение повседневных потребностей жителей города разнообразными видами и формами общественного обслуживания. Планировочная структура районов предусматривает развитые пешеходные связи между центрами в пределах районов, а также необходимое обслуживание.

В промышленных зонах и районах также намечено создание центров обслуживания — для торговли, общественного питания, медицинского обслуживания, культуры и спорта.

В узлах городской застройки создаются специализированные центры разных форм обслуживания — медицинские, учебно-научные и т. д. В совокупности с районными и общегородским центрами они образуют городскую систему общественного обслуживания жителей города, построенную по ступенчатому принципу обеспечения потребителей от повседневного в микрорайонах и до эпизодического — в городском центре.

Центральный комплексный планировочный район

Имеющиеся в районе промышленные предприятия размещаются в жилой застройке, поскольку большинство из них не требует значительных санитарных разрывов. Предприятия, существование которых в жилой зоне требует создания больших санитарных разрывов или противоречит назначению центра по градостроительным и архитектурно-художественным требованиям, намечены к выносу с территории района.

Селитебная зона не имеет свободных территорий и размещается, как правило, на участках реконструируемой индивидуальной жилой застройки. Строительные работы ведутся в основном по реконструкции застройки: мансардное строительство, строительство в уплотняемых старых кварталах с улучшенным качеством квартир, а также по благоустройству. К 850-летию города была реконструирована первая очередь центрального парка культуры и отдыха, разработан проект второй очереди. Проектируется концертный зал «Славинский» на 3000 мест. Реконструирован Детский сквер, перестраиваются Центральный стадион и площадь Победы.

Являясь связующим ядром общегородской планировочной структуры, центральный район системой главных городских магистралей связан со всеми другими элементами структуры — планировочными районами города.

Северо-восточный комплексный планировочный район

Он имеет чёткие территориальные границы: на востоке — железная дорога, на западе — автомагистраль городского значения, на юго-востоке — общегородская зона отдыха. В его состав входят селитебная зона, примыкающая к общегородской зоне отдыха, которая расположена преимущественно на намывных землях, а также промышленно-складская зона в северо-западной его части. Жилищно-гражданское строительство в районе осуществляется на основе проекта детальной планировки экспериментального жилого массива «Волотова».

Чёткая функциональная организация района, его логичная взаимосвязь с центром города и другими планировочными районами, прекрасные природные условия и интересный композиционный замысел формирования застройки позволяют считать его лучшим в планировочной структуре города.

Сельмашевский комплексный планировочный район

Он единственный не имеет прямых выходов в общегородскую зону отдыха. С востока примыкает к северо-восточному планировочному району, с юга — к юго-западному. Граница с севера и запада — городская кольцевая автомагистраль. Промышленно-складские территории окружают селитебную зону с запада, юга и востока.

Промышленность представлена предприятиями строительной индустрии, рядом заводов, крупнейший из которых — завод сельскохозяйственного машиностроения «Гомсельмаш», давший название этому планировочному району.

Селитебная зона полностью размещается на территории существующей индивидуальной жилой застройки, жилищно-гражданское строительство осуществляется по проектам застройки микрорайонов и ведётся со сносом существующего индивидуального жилого фонда.

Отсутствие связи с городской зоной отдыха компенсируется созданием обширного зелёного массива внутри района за счёт благоустройства большого числа карьеров бывших кирпичных заводов — формированием развитой внутрирайонной зоны отдыха.

Система городских автомагистралей удобно связывает район с другими планировочными районами города и его центром.

Юго-западный планировочный район

Подобно северо-восточному району, он занимает важное место в градостроительном отношении, положение в общегородской планировочной структуре, имеет весьма благоприятные природные условия, непосредственно примыкая к реке Сож и городской зоне отдыха.

Промышленность района представлена преимущественно предприятиями строительной индустрии, строительно-монтажными организациями и заводами разнообразных отраслей промышленности.

Селитебная зона размещается на реконструируемых территориях и свободных площадках, образованных благодаря подсыпке и намыву грунта. В этом районе начиналась эра панельного домостроения (посёлок «Фестивальный»). Все последующие годы здесь велось интенсивное жилищно-гражданское строительство — микрорайоны № 51, 52, 53, комплекс общежитий, здания кооперативного и политехнического институтов и т. д. Здесь же подготовлен намыв и намечен к строительству микрорайон № 59, а также запроектирован весьма интересный по своей функционально-композиционной структуре жилой район «Южный». Разнообразие приёмов и характер застройки даёт основание утверждать, что в районе сформирован один из лучших въездов в город — Речицкое шоссе. Следует отметить и хорошие транспортные связи с центром города и другими планировочными районами.

Новобелицкий планировочный район

Единственный левобережный планировочный район в структуре города. Правда, его функциональная организация не имеет необходимой чёткости, промышленно-складские территории вклиниваются в жилую зону по разным направлениям. Поэтому ряд предприятий, вредных в санитарном отношении, предполагается вынести из района, другие должны изменить свой функционально-производственный профиль.

Селитебная зона образуется главным образом за счёт реконструируемой территории существующей индивидуальной застройки, и лишь часть её — на юго-западе и юго-востоке — располагается на свободных землях. В целом жилая застройка почти на всём протяжении размещается в непосредственной близости к зоне отдыха — речной и лесной.

Проблему создают неудовлетворительные гидрогеологические условия — высокий уровень грунтовых вод и систематическое подтопление паводковыми водами. В этой связи капитальное строительство требует предварительной инженерной подготовки гидронамыва или подсыпки грунта.

Планируемое сооружение мостовых переходов через реку Сож призвано обеспечить удобную связь района с центром города и другими планировочными районами.

Центр города

В составе генерального плана выполнен эскиз застройки центра города, проект детальной планировки которого разработан и утверждён как документ первостепенной важности для будущего города.

Основой планировочного замысла исторически сложившегося центрального ядра Гомеля является классический градостроительный приём — два луча расходящихся улиц (сейчас — улица Советская и проспект Ленина). При небольших параметрах города этот приём чётко определил его общую композиционную структуру.

Сегодня центром города служит ядро, когда-то представлявшее собой весь город. Поэтому он не приобрёл органического единства с планировочной структурой и композицией новой застройки. Такое положение сохранялось достаточно долго, поскольку отсутствовали проектные проработки, содержащие основные положения и принципы застройки центра. Строительство в его пределах проводилось выборочно, без учёта потребностей интенсивно развивающегося городского транспорта. И сейчас через центр проходят как транзитные, так и грузовые потоки. Всё это привело к тому, что по составу и назначению зданий, уровню инженерного оборудования, благоустройства транспортного обслуживания, а также по территориальным размерам, архитектурно-художественным качествам центр города перестал отвечать современным характеру и масштабу Гомеля, возросшим социальным потребностям его жителей.

Это вынудило уже на начальной стадии составления проекта детальной планировки центра выполнить расчёты и схемы, определившие основные параметры развития и путь улучшения функционального пользования территорий. В частности, в схеме «Гипсометрия, архитектурные акценты и инженерные сети» дана характеристика существующего рельефа, определены наиболее высокие точки, имеющие решающее значение при формировании пространственного силуэта центра, намечены трассы обзора панорам левобережья и основные видовые точки. В схеме «Характеристика существующей застройки» содержатся материалы обследования и систематизации кварталов по плотности жилого фонда, по степени его износа и количеству населения на гектар территории. При составлении схемы «Архитектурная оценка территории» были определены участки ценной исторически сложившейся застройки, выделены основные направления развития центра, показаны главные композиционные направления, приведена характеристика естественных ландшафтов и т. д.

Определяющим в дальнейшей работе над проектом детальной планировки центра явилось то, что капитальную послевоенную застройку в центре города было решено сохранить, проведя необходимую реконструкцию — расчистить дворовые пространства, снести ветхие строения, перепрофилировать первые этажи зданий и т. д. Одновременно был рассмотрен порядок реконструкции центра с учётом сохранения основ сложившейся планировочной структуры и создания взаимоувязанной соподчинённой системы композиционных и функциональных узлов — площадей административно-делового, торгово-транспортного, спортивно-зрелищного, культурно-просветительного назначений. Таким образом, выделено несколько взаимосвязанных зон.

Административно-общественная зона формируется вокруг центральной площади Ленина. Здесь сосредоточены наиболее значительные здания города. Для улучшения жизни центра в его ядре (площадь Ленина, улица Советская, проспект Ленина) предусмотрено разделение транспортных и пешеходных путей по многоярусному принципу.

Транспортно-торговая зона представляет собой крупный торгово-транспортный комплекс, объединяющий Привокзальную площадь и площадь городского рынка. Этот узел рассчитан на обслуживание не только жителей города, но и приезжих — он будет выполнять также функцию рекреационного центра.

Спортивно-зрелищная и культурно-просветительная зоны, не имея территориальных ресурсов для развития, располагаются по краям вытянутой вдоль реки правобережной части парка. Здесь размещаются объекты общегородского и районного значения. Будет также зарезервирована территория для других объектов этого профиля.

Комплексная реконструкция центра направлена на разрешение транспортной проблемы — вывод грузового транспорта за пределы центра, создание в нём пешеходных зон, свободных от транспорта, организацию стоянок для автотранспорта. Для грузопотоков, следующих непосредственно в центр, проектом детальной планировки предусматривается грузовой дублёр его улиц, который пройдёт параллельно железной дороге. В перспективе он будет проходить под Привокзальной площадью в транспортном тоннеле. Помимо этого, реконструкции подлежат междугородные автобусный и железнодорожный вокзалы. Получит завершение ансамбль Привокзальной площади. Для её разгрузки и разделения транспортных и пешеходных потоков намечено организовать подземную пешеходную площадь с объектами обслуживания. С подземным уровнем вокзала её соединит тоннель, а в перспективе она может служить станцией скоростного вида транспорта.

Особое значение в проекте уделено архитектурно-планировочному решению территории между улицами Советской и Кирова и улицами Пролетарской и Интернациональной — главными коммуникационными осями городского центра. Оно предполагает реконструкцию наиболее ценных в эстетическом отношении зданий и благоустройство дворовых территорий. Особое внимание уделено формированию панорам застройки вдоль правого берега реки Сож, обращённого на пойму — речной фасад города.

Система зелёных насаждений — один из главных композиционных элементов центра — решается в единстве с общей архитектурно-планировочной организацией его территории. Своеобразие новому центру должно придать зелёное кольцо вокруг него, состоящее из парковой зоны вдоль высокого берега реки и бульваров по внешнему периметру центральной части.

Правобережный парк тремя пешеходными мостами будет связан с будущим левобережным гидропарком, входящим в общегородскую зону отдыха. Намечены первоочередные мероприятия по расчистке и соединению существующих пойменных озёр, регулированию их уровня и благоустройству прилегающей территории. В районе действующего пешеходного моста через реку Сож будет намыта территория для организации зоны аттракционов, зелёного театра/кафе, павильонов и т. д. Здесь же предусматривается главная спортивная зона города со стадионом, гребным каналом, лодочной станцией и гостиницей.

Как видим, материалы генерального плана дают возможность и обязывают решать градостроительные задачи целенаправленно и системно, позволяют сосредоточивать ресурсы для комплексной застройки отдельных участков центра и создавать законченные архитектурные ансамбли.

Текст: Сергей Кривошеев, Валерий Быков

Print Friendly, PDF & Email
Метки:
12