Генеральные планы развития Гомеля

До конца 18 века Гомель не имел чёткой планировочной системы, застраивался хаотично и состоял из центрального ядра (замка) и ряда слобод и поселений, которые группировались вокруг него. После воссоединения с Россией для наиболее крупных белорусских городов были разработаны регулярные планы согласно требованиям и правилам, выработанным градостроительным искусством классицизма, рассматривавшего город как единый архитектурный организм. Такой план составлен и для Гомеля в конце 18 века. Он предусматривал строительство архитектурного ансамбля, который занимал бы центральное место в городе и был связан с уже сложившейся планировкой, ландшафтом. По этому плану осуществлялось строительство Гомельского дворца, что было важнейшим градостроительный мероприятием города. Дворец на высоком берегу реки Сож с парком, Базарной площадью (ныне площадь Ленина), гостиным двором и торговыми рядами стал главным композиционным ядром города. Улицы Румянцевская (ныне улица Советская) и Замковая (ныне проспект Ленина), связывающие дворец и площадь с другими районами города, образовали двухлучевую (веерную) планировочную систему. В соответствии с этим регулярным планом и с частичным его дополнением и корректировкой осуществлялась застройка Гомеля в 19 веке и в начале 20 века.

Генеральный план развития Гомеля от 1935 года

Первый Генеральный план реконструкции Гомеля разработан в 1932—34 годах московским институтом градостроительства «Гипрогор» и утверждён Советом народных комиссаров БССР в 1935. Он предусматривал преобразование лучевой системы планировки города в радиально-кольцевую, чёткое функциональное зонирование территории города, упорядочение уличной сети, комплексное озеленение. Намечалась организация трамвайного движения в городе по проспекту Ленина, улице Советской, в левобережную часть города (Новобелицкий район) и в других направлениях.

В 1937—1940 годах в связи с развитием промышленности города и изменением его административного значения архитектурно-планировочной мастерской Наркомата коммунистического хозяйства РСФСР сделана корректировка первого Генерального плана. В эти годы выполнены и проекты детальной планировки реконструкции Центрального и Залинейного районов, а также жилого района завода «Гомсельмаш». Широко развернулось жилищное и культурно-бытовое строительство. Исчезали ветхие строения окраин города. Улицы застраивались многоэтажными домами, проводились работы по озеленению и благоустройству. В 1930-е годы возведены Дом-коммуна, Дом специалистов, гостиница, Дом колхозника. Осуществление масштабных градостроительных мероприятий прервала Отечественная война.

генплан Гомеля - 1940

Генеральный план развития Гомеля от 1947 года

В 1946 году Гомельским филиалом Белгоспроекта с участием специалистов из Москвы разработан Генеральный план восстановления и развития Гомеля. 24 августа 1946 года он был утверждён разработчиками, а в 1947 году — Советом министров БССР.

Генпланом намечалось сохранение оси исторических лучевых магистралей — проспекта Ленина, улиц Советской, Кирова, Пролетарской и перпендикулярных к ним улиц Коммунаров, Трудовой, Крестьянской, Первомайской, Комсомольской и др. Новая магистраль — улица Победы (сейчас проспект. Прим. ред.) композиционно связала Привокзальную площадь с ул. Советской, образовав треугольник с площадями Ленина, Привокзальной и Восстания. В схемы некоторых центральных улиц предполагалось внести исправления для раскрытия выходов к реке и для улучшения транспортной связи между отдельными районами города, разобщёнными территориями железнодорожного узла. Основное территориальное развитие города намечалось в северном и западном направлениях.

Центральная площадь намечалась на исторически сложившейся градостроительной оси, но приобретала новое содержание. На ней предполагалось разместить здания городского совета, облисполкома, областного комитета. Намечалось сооружение монумента Сталину по оси Почтовой улицы у входа в парк. В центре площади планировалось установить монумент, посвящённый освобождению Беларуси от немецких захватчиков.

Ширина главных улиц на некоторых участках устанавливалась в пределах до 28—35 метров, а в районах многоэтажной, малоэтажной и усадебной застройки — соответственно 20—23, 16—18 и 12—15 метров. Этот жёсткий критерий сказался на характере уличной сети многих районов, затрудняя в дальнейшем прокладку новых магистралей и инженерных коммуникаций. Фактически планировочная структура города базировалась на исторически сложившихся основных направлениях дорог, что и определяло регулярный характер всей городской структуры.

Разработчики генплана чётко определили основные городские площади. Было предусмотрено создание районных центров, значительное увеличение площади зелёных массивов, расширение защитных зон промышленных предприятий и железных дорог. В целом площадь зелёных насаждений предполагалось довести до 315 гектаров.

В основу плана была заложена идея широкого внедрения малоэтажной застройки. Основное территориальное развитие города намечалось в северном и западном направлениях. Предусматривалось увеличение площади селитебных территорий города с 1600 (по генплану 1935 года) до 2050 гектаров и их застройка домами высотой от одного до четырёх этажей. К северу от конесовхоза «Прудок» отводились резервные территории для усадебной застройки.

Основным видом пассажирского общественного транспорта предполагалось сделать трамвай. С его помощью планировалось соединить центр города с микрорайонами «Залинейный» и «Гомсельмаш».

Особое внимание было уделено развитию речного транспорта, пассажирского и грузового порта, причалов и элеватора. Восстановление и развитие речного порта предусматривалось практически на старых площадях в центре города. Железнодорожный узел и аэропорт также были оставлены на прежних территориях, что затруднило дальнейшее развитие города и организацию чёткой транспортной связи его районов.

Многие предприятия лёгкой и пищевой промышленности, не вредные в санитарном отношении, не планировалось переносить в новые места, но в проекте предусматривались рациональные решения размещения промышленных объектов, расположенных в жилых районах.

Генеральный план 1947 года так и не стал руководящим документом на длительную перспективу. Уже к 1959 году численность городского населения практически достигла расчётной величины. Были использованы почти все площади, намеченные для перспективной застройки, появились промышленные предприятия, также не предусмотренные генпланом.

Разработчики генплана — архитекторы И.А. Сергеев (автор проекта), Т.Н. Сергеева, инженеры Г. Мищенко, Г.В. Десятков, Б.В. Белоцуков, И.В. Бордуков, экономист Е.Я. Вольфензон, при консультации члена-корреспондента Академии архитектуры СССР В.В. Батурова.

Генеральный план развития Гомеля от 1964 года

В 1960-х годах Гомельский филиал института «Белгоспроект» приступил к созданию нового проекта планировки города. Разработка проекта завершена в 1963 году, затем в 1964 году план одобрен Государственным комитетом по делам строительства и архитектуры и утверждён Советом министров Белорусской ССР.

План решал основную задачу — приведение планировочной структуры города в соответствие с требованиями новых градостроительных норм, принципами градостроительной науки и практики планировки городов СССР. В соответствии с ним намечалось в основном сохранить исторически сложившийся план города, дополнив его структуру новыми градостроительными элементами. Радиальные направления улиц постепенно преобразовывались в линейные.

Развитие города в этот период намечалось одновременно на свободных и реконструируемых территориях, со сплошным сносом существующей индивидуальной жилой застройки. Предусматривалось развитие города в трёх основных направлениях: северном, северо-западном и юго-западном. Размещение промышленных объектов планировалось в основном в сложившихся индустриальных районах — Северном, Сельмашевском, Западном и Новобелицком.

Функциональное зонирование предусматривало удобную и быструю связь жилых микрорайонов города с местами работы и зонами отдыха, с рекой Сож. Жилая территория делилась на шесть планировочных районов, в каждом из которых намечалось создать общественно-культурные центры.

В соответствии с генеральным планом предполагалось в основном сохранить исторически сложившийся план города, дополнив его структуру новыми градостроительными элементами. Радиальные направления улиц постепенно преобразовывались в линейные. Общегородской центр с размещением основных общественных зданий предусматривалось создать на базе существующей площади Ленина с развитием его в юго-западном направлении между улицами Пролетарской и Плеханова.

В соответствии с планом на городских магистралях и в центральной части города построены гостиница «Сож», двухзальный кинотеатр «Юбилейный», 11-этажное здание проектного института «Гипроживмаш». Завершается формирование главной площади города — площади Ленина, где возведены здание областного Совета народных депутатов, Дом связи и Дом спорта. Застраиваются первые микрорайоны: Фестивальный посёлок (Юго-Западный планировочный район), № 7—10 (Северо-Восточный планировочный район). В начале 1970-х годов началась застройка одного из крупнейших районов города — жилого массива Волотова, размещённого на пойменно-намывных территориях реки Сож.

Генеральный план 1964 года создал надёжный градостроительный фундамент функционального зонирования территорий и планировочной структуры, что обеспечивало поступательное развитие города. Однако реализация запланированного показала, что и здесь не во всём удалось избежать ошибок предыдущего проекта.

Учитывая это, Гомельский филиал Белгоспроекта в 1968 году разработал «Технико-экономические обоснования возможности использования пойменных территорий реки Сож для массового жилищно-гражданского строительства в г. Гомеле». Основной вывод, сделанный в этой работе, определял градостроительную целесообразность использования обширных малоиспользуемых в сельскохозяйственных целях пойменных территорий в северо-восточном и юго-западном районах.

Генеральный план развития Гомеля от 1977 года

Генеральный план разработан институтом «Гомельгражданпроект» в 1973—1976 годах и утверждён в 1977 году. За прогнозируемый срок был принят 2000 год с населением города 620 тысяч человек.

Причины создания нового плана — наметившиеся резкие темпы роста моторизации городов, которые вызвали необходимость разработки мероприятий по организации безопасного транспортного и пешеходного движения, приведения транспортной системы в полное соответствие с его планировочной структурой. Кроме того, появилась необходимость пересмотра архитектурно-художественных принципов формирования города с учётом передовых тенденций урбанистики того времени. Так появилась «Комплексная транспортная схема города», а на её основе — и разработки нового генерального плана. Для решения этой проблемы в начале 1970-х годов из многих городов Союза были приглашены квалифицированные кадры архитекторов, транспортников, сантехников. Под эгидой Облпроекта они разрабатывают очередной генплан. Он опирается на «Технико-экономическое обоснование использования обширных пойм для массового жилищного строительства», созданное в 1968 году.

Авторам пришлось решать уникальные для того времени проблемы, с которыми они успешно справились.

Планом предусматривалось развитие города в юго-западном и северо-восточном направлениях (вдоль реки Сож). Намечено создание пяти комплексных промышленно-селитебных районов: Центрального, Сельмашевского, Северо-Восточного, Юго-Западного, Новобелицкого. Одновременно застраивались свободные территории в жилом массиве Волотова и вдоль Речицкого шоссе, реконструировалась сложившаяся застройка в центральной части города, а также в районе улиц Барыкина, Кирова, Советской, проспекта Космонавтов и других.

Одна из основных идей генерального плана — использование для застройки намывных и пойменных территорий реки Сож, составляющих 70 % от всех осваиваемых площадей.

Предусмотрено создание основной композиционной оси города — водно-зелёного диаметра вдоль реки Сож, включающего в себя городские и районные парки, зоны отдыха, общегородской спортивный комплекс. В плане чётко разделены общегородская зона отдыха, селитебная и промышленно-складская зоны. Развитие общегородского центра осуществляется за счёт территорий вдоль реки Сож в западном направлении до улицы Богдана Хмельницкого.

Предусмотрено строительство кольцевой автодороги вокруг города. Намечено создание сети городских магистралей непрерывного движения преимущественно вдоль железнодорожных линий с выходом их на автомобильные дороги Санкт-Петербург — Киев, Брянск — Брест и Гомель — Минск и включение в эти магистрали улиц Жукова, Транзитной, Речицкого шоссе, Богдана Хмельницкого, Крупской, Хатаевича.

Вокруг города предусмотрено создание лесопаркового защитного пояса шириной 7—16 километров с проведением комплекса работ по превращению в леса земель, непригодных для сельскохозяйственного производства, — в первую очередь в северном и северно-западном направлениях. Также предполагалась организация загородных парков и лесопарков на площади 14 тысяч гектаров. Генплан разработан в комплексе с пригородной зоной, схемой развития всех видов городского транспорта, озеленения.

В 1980-е годы выполнены проекты детальной планировки центра, водно-зелёного диаметра и почти всех жилых районов города.

Подробно о проекте рассказывается в статье «Генеральный план. Год 1977». В статье описан генеральный план развития Гомеля, составленный в 1977 году и описывающий концепцию развития города до 2000 года.

Концепция генерального плана 1977 года Концепция автодорог к генплану 1977 года Схема генплана Гомеля 1977 года

Генеральный план развития Гомеля от 2003 года

Генеральный план разработан Белорусским научно-исследовательским и проектным институтом градостроительства по заказу Гомельского горисполкома. Создание концепции проекта начато в 2000 году, а окончательно генплан утверждён в 2003 году.

Проект описывает концепцию развития Гомеля на срок до 2020 года. Основное направление роста города, определённое в генплане, — северо-западное, в том числе за счёт территорий населённых пунктов Ерёмино и Костюковка. Планом предусмотрено деление города на семь расчётно-планировочных районов: Центральный, Новобелицкий, Советский I, Советский II, Железнодорожный I, Железнодорожный II и Северо-западный (новый).

Из-за высоких темпов строительства жилья и изменения приоритетного направления роста города понадобилась досрочная разработка нового градостроительного документа, и уже в 2008 году началось создание очередного генерального плана.

Схема генерального плана 2003 года Транспортная инфраструктура к генплану 2003 годаОпорный план 2003 год

Генеральный план развития Гомеля от 2011 года

Генеральный план определяет концепцию развития Гомеля на срок до 2030 года. В соответствии с ним городские территории будут расширяться в основном на восток, в сторону деревни Берёзки.

Сначала развитие Гомеля до 2020 года определялось предыдущим генеральным планом, составленным в 2003 году. Но из-за высоких темпов строительства жилья и изменения приоритетного направления роста города (раньше планировалось расширять территории в основном на северо-запад) потребовалась разработка нового градостроительного документа.

В 2008 году Гомельским горисполкомом был заключён договор с Белорусским научно-исследовательским и проектным институтом градостроительства на разработку нового генерального плана. Создание плана было завершено в конце 2010 года, после чего прошло его общественное обсуждение.

Характеристика генерального плана.

Предварительная схема
генерального плана 2011 года

Статьи по теме

В генеральный план развития Гомеля внесены коррективы (05.12.2014)
Генеральный план Гомеля утверждён (23.12.2016)

генплан Гомеля - 1977 Фото восстановленного макета центральной части Гомеля 1977 года Фото восстановленного макета центральной части Гомеля 1977 года Схема Восточного обходаМакет застройки центральной части ГомеляКорректура схемы развития городского пассажирского транспортаБерёзкиЦентр ГомеляДетальный план многоквартирной жилой застройки по улице ПолесскойПроект застройки района в границах улиц Барыкина и Богдана ХмельницкогоПроект кольца на пересечении улиц Хатаевича и Мазурова

Корректировка генерального плана 2010 года

Весь генпланВесь городРасчётно-планировочные образованияУсловные обозначенияЗападВостокСеверо-западСеверо-востокВостокЦентрИсторический центрЮго-востокБелица

Метки:
349