Свято-Петро-Павловский кафедральный собор

Свято-Петро-Павловский кафедральный собор

Гомельский Петропавловский собор (Свято-Петро-Павловский кафедральный собор), или кафедральный собор Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, был построен по просьбе и на средства графа Николая Петровича Румянцева. По православному обычаю, Николай Петрович похоронен в построенном соборе. В Петропавловском соборе похоронена также княгиня Ирина Ивановна Паскевич – последняя владелица гомельского дворца. Является памятником архитектуры.

Началом строительства принято считать 18 октября 1809 года, когда торжественную церемонию закладки первого камня провёл протоиерей Иоанн Григорович.

Величественный собор построен в одном из самых живописных уголков Гомеля – на высоком мысе, образованном рекой Сож и Киевским спуском. Его фасад обращён к городу. Проект собора создал архитектор Джон Кларк. Храм построен в стиле классицизма. Строительство Петропавловского собора было закончено в 1824 году и освящено 9 мая. Примерно с этого времени территория, располагавшаяся непосредственно перед собором и парком, стала называться также Соборной площадью.

10 лет понадобилось, чтобы выстроить этот архитектурный шедевр, ещё 5 лет храм расписывали, украшали, везли иконы, святыни, церковную утварь.

В плане собор имеет форму вытянутого креста с развитым трансептом и укороченным средним нефом и небольшими ризницами по обе стороны алтарной части. Средокрестне увенчано куполом на высоком, прорезанном окнами барабане, который в интерьере опирается на 4 столпа. Крылья трансепта и средний неф завершены покатыми двускатными крышами 4 дорических 6-колонных портика на торцах и ряды полуколонн по бокам нефа увенчаны фризом. В оформлении фасадов использованы основные классицистические элементы декора: триглифы на фризе, сухарики, поддерживающие карниз, полукруглые сандрики оконных проёмов барабана.

Сочетание классического портика и купольного объема — излюбленный приём целого поколения зодчих. Четыре шестиколонных портика и множество полуколонн дорического ордера придают фасадам здания большую пластику и вместе с тем суровую простоту. В четком членении объемов, в равновесии и соразмерности масс, в строгости и благородной простоте архитектурного оформления фасадов собора сказались характерные черты классического зодчества начала XIX в.

Удивительной своеобразно сложилась судьба Петропавловского собора.

Идея возведения собора принадлежала владельцу Гомельского имения графу Николаю Петровичу Румянцеву. Находясь на высоких государственных постах Российской империи, Николай Петрович финансировал строи­тельство церквей, школ, аптеки, больниц и других каменных зданий Гомеля. В сооружении Гомельского Петропавловского собора (по мнению известного историка В. Ф. Морозова) заказчик хотел видеть напоминание о лучших образцах классической архитектуры — Казанского собора в Петербурге, церкви Святой Женевьевы в Париже, собора Святого Павла в Лондоне. Строительство собора Петра и Павла было задумано Румянцевым еще в 1808 году. В историческом очерке «Город Гомель» под авторством Жудро, Сербова, Довгялло указывается, что 24 марта 1808 года Н. П. Румянцев обратился к архиепископу Могилёвскому Варлааму с просьбой разрешить «устроить» в Гомеле каменную церковь. К письму прилагался проект итальянского архитектора Джона Кларка. Уполномоченным по этому делу был назначен управляющий Гомельским имением полковник Яков Максимович Фон-Фок. Духовная консистория одобрила проект, и архиепископ наложил на прошение резолюцию: «На заложение церкви грамоту изготовить», о прописанных же в доклад обстоятельствах я представляю себе снестись с Его сиятельством или полномочным Его господином полковником, надеюсь получить от них и по начатии строения полное на всё то согласие, что им на законном основании предложено будет». На основании храмозданной грамоты, по прочтении её перед народом, 18 октября 1809 года церковь Святых апостолов Петра и Павла была заложена протоиереем Иоанном Кононовичем Григоровичем «с гомельским и посторонним священством». Строительство шло вплоть до 1812 года.

Взлёт карьеры Н. П. Румянцева и война 1812 года отвлекли от сооружения возведённого почти под крышу здания Петропавловской церкви. И только в начале 1815 года строительство возобновляется. Заключается контракт с купцом Новозыбковского повета Василием Никитичем Петуховым, в котором есть такие слова: «Строящуюся поныне в местечке Гомеле каменную церковь с колокольнею обязуюсь я каменною работой по назначенному плану и по указанию архитектора Кларка докончить чистою прочною отделкою». При этом проект был немного откорректирован и «контракт на отстройку церкви заключён с уменьшением противу прежней цены осьми сот рублей потому, что по новому плану колокольня немного ниже». Одновременно на поставку кирпича для постройки церкви подрядили крестьянина Спасовой Слободы Трифона Ивановича Кожемякина.

Для изготовления кирпича экономией графского имения специально был построен кирпичный завод. «Завод сей будет на Ипути подле Пахомова монастыря, откуда удобно доставлять кирпич в Гомель водой». В 1816 году кладка стен была завершена. Здание покрыли листовым железом. В 1818 году закончили крыльцо с наружными лестницами, устроили внутреннюю лестницу на колокольню, начали отделку церкви внутри, огородили церковный двор.

В феврале 1818 года архитектор И. Дьячков отправился в Москву, получив от управляющего Дерябина следующие наставления, связанные с обустройством церкви: «Во время пребывания твоего в Москве старайся снять несколько рисунков с иконостасов в натуре и достать таковых от архитектора. Эти рисунки должны быть из числа богатых, посредственных и простых, в резьбе и позолоте, но все в хорошем новейшем вкусе». Украшение храма длилось несколько лет. Н. П. Румянцев лично участвовал в строительстве и особенно в вопросах убранства Петропавловской церкви. Главный иконостас храма был украшен колоннами дорического стиля и иконами, пожертвованными самим Румянцевым. Н. П. Румянцев пожертвовал также для своего детища много церковной утвари. Величайшей Святыней храма была частица мощей Святителя Николая, а также частицы мощей Святых, завещанные основателем церкви. В хранящейся ранее в алтаре грамоте (на пергаменте) об этой Святыне записано следующее: «Благоговея к Всевышнему, государственный канцлер граф Румянцев приносит в достояние Гомельской соборной церкви во имя Верховных апостолов Петра и Павла, иждивением его устроенной, часть мощей Святителя и Чудотворца Николая, в ковчеге перламутровом, который оправлен золотом, также части мощей Святых Православной Греческой и Российской Церкви, в двух серебранозлащенных киотах. Считая со своей стороны нужным до кого сие касается, удостоверить, что мощи Святителя Николая приобретены графом Румянцевым от княгини Елисаветы Захаровны Кантаккузеной, известной по знаменитости рода своего и благочестивой жизни, а другие достались ему в наследство: он желает, что сия Святыня, посвящаемая им Храму Божию, оставалась в оном неотъемлемо и в настоящем своём виде на вечные времена. В уверение сего подписом руки своей с приложением печати свидетельствует граф Николай Петрович Румянцев в Гомеле 1824 года марта 17 дня».

Обращаясь к архиепископу Могилевскому Иосифу, Н. П. Румянцев в письме от 26 марта 1824 года просил разрешения освятить новоустроенную Петропавловскую церковь, заявляя: «Сим исполнив свой обет, я удовлетворяю лучшему желанию моего сердца». 9 мая (22) 1824 года в день ангела храмоздателя Н. П. Румянцева, в праздник Святителя и Чудотворца Николая «боголепно украшена и снабдена священными сосудами и облачением, прочею нужною утварью», церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла была освящена Иоанном Иоанновичем Григоровичем — протоиереем церкви собственного Его императорского величества Николаевского дворца, главным редактором археологической комиссии, членом-корреспондентом Казанского университета, исследователем истории. После окончания Петербургской духовной академии (на средства Н. П. Румянцева) в 1820 году И. И. Григорович по просьбе отца И. К. Григоровича, митрофорного протоиерея, возвратился в Гомель и занял его священническое место в сане протоиерея Петропавловской церкви. Именно здесь, в Петропавловской церкви Николай Петрович Румянцев выражал желание быть похороненным. И хотя смерть застала его 3 марта 1826 года в Петербурге, прах был перевезён в Гомель и предан земле в построенном им храме Святых апостолов Петра и Павла, в левой стороне от главного Престола. Отпевая графа Н. П. Румянцева, настоятель церкви И. И. Григорович, любимый воспитанник графа, знаменитый впоследствии археолог, трогательно засвидетельствовал заслуги усопшего перед Отечеством и наукой.

Вот как описано место захоронения Н. П. Румянцева в книге Л. Виноградова «Гомель, его прошлое и настоящее», изданной в 1900 году: «В правом крыле ея (соборной церкви) придел во имя Святителя Николая Чудотворца, а в левом, за простою решеткою, можно сказать, убогою решеткою, могила строителя храма. Над ней памятник, исполненный знаменитым итальянским ваятелем Антонием Кановой, поставленный братом покойного: четырехсторонний пьедестал, отделанный черным мрамором, и на нём бюст из меди, изображающий графа Н. П. Румянцева; подпись трогательно характеризует усопшего: «Воздал Божие Богови, Кесарева Кесареви, Отечеству любовью и жертвами». Подле постамента бронзовое изваяние, олицетворяющее Богиню Мира с масличной ветвью и жезлом в руках, ногами она попирает змея, изображающего злобу врага. Эта статуя исполнена по мысли С. П. Румянцева (брата усопшего) в воспоминание мирных трактатов: Абосского в 1743 году; заключённого его дедом Александром Ивановичем; Кайнароджийского в 1774 году, заключённого его отцом Петром 1 Александровичем; и Фридрихсгамского, подписанного братом (Николаем Петровичем) в 1809 году. Перед памятником в деревянном ларце серебряный венок, возложенный на могилу канцлера от Московского Архива Министерства Иностранных дел. Стены над могилой увешаны образцами старого русского письма; между ними копия с картины Корреджо «Святое семейство» и слабое подражание Рафаэлевской «Мадонне». С кончиной Н. П. Румянцева-храмоустроителя, Сергей Петрович Румянцев по завещанию брата в 1828 году заложил имение в казну, а в 1831 году умер. По смерти С. П. Румянцева закончился род Румянцевых-Задунайских.

Как выморочное, имение поступило в казну в 1837 году. Усадьба Румянцевых, в том числе и церковь Святых апостолов Петра и Павла были приобретены у казны фельдмаршалом Иваном Федоровичем Паскевичем-Эриванским в 1837 году. Император Николай Павлович, ценя победы, одержанные графом И. Ф. Паскевичем-Эриванским, князем Варшавским, подписал Указ о пожаловании ему ещё одной части местечка Гомель, а в 1855 году усадьбу унаследовал сын Ф. И. Паскевич-Эриванский. В 1872 году церковь была утверждена собором, а через 3 года в нём был освящён придел в честь Святителя Николая. В 1857 году в гости к Паскевичам приезжал император Александр II с супругой Марией Александровной.

Император Николай Павлович приезжал в Гомель несколько раз, останавливался во дворце Паскевичей и бывал в соборе Петра и Павла. Здесь бывали великие князья Константин, Михаил и наследник Николай Николаевич. Собор также посещали знаменитые люди, философы и литераторы.

К 1907 году Петропавловский собор получил первого епископа — Митрофана, викария Могилёвской епархии. И с началом нахождения в нём кафедры правящего архиерея стал называться кафедральным.

В 1929 году собор закрыли большевики. Простояв несколько лет в бездействии, в 1935 году по решению Гомельского городского руководства храм был реставрирован. Собор Петра и Павла претерпел значительные изменения: была разрушена колокольня, сорваны кресты, сброшены колокола, разграблена богатая церковная утварь, иконы. Вместе со святыми мощами были уничтожены и настенные фрески, росписи.

В 1935 году в Петропавловском кафедральном соборе разместили отдел исторического музея, а в 1939 году — антирелигиозный отдел, который находился в нём вплоть до Великой Отечественной войны.

Во время немецкой оккупации стараниями верующих и архимандрита Серафима (Шахмуть) собор был открыт, выполняя своё назначение — Дома молитвы ко Господу. Пастырское служение в нём продолжал нести ныне прославленный в лике святых священномученик архимандрит Серафим (Шахмуть). Была построена небольшая колокольня, в 1949-1951 годах был произведён капитальный ремонт, отмыты и обновлены сохранившиеся росписи.

В послевоенное время собор являлся центром Первого Гомельского благочиннического округа. По Указу архиепископа Минского и Белорусского Питирима с декабря 1957 года настоятелем Свято-Петропавловского собора служил протоиерей Копычко Василий Данилович, вторым священником — протоиерей Гладыщук Степан Николаевич, диаконом — Харик Федор Дмитриевич.

С наступлением «хрущевских времен» церкви закрывались повсеместно. Решением Гомельского областного Совета депутатов трудящихся №444 от 9 июня 1960 года «Об изъятии здания Гомельского Петропавловского собора под планетарий и маятник Фуко», храм был закрыт. В том же решении было указано, что «в 1941 году религиозное общество захватило здание музея и по настоящее время использует его под молитвенные цели». Последняя Божественная Литургия была отслужена 30 октября 1960 года. С этого дня собор Святых апостолов Петра и Павла был закрыт, а церковная утварь, Евангелие, Евхаристическая Чаша, священные сосуды и несколько икон были перенесены в Свято-Никольскую церковь. Голгофа и некоторые другие иконы были перевезены в деревню Головинцы. После закрытия Свято-Петропавловского собора группа прихожан безуспешно обращалась к местным властям с просьбой возвратить верующим собор. Их письменные и устные просьбы остались без удовлетворения.

Перестроив собор внутри, культовое здание превратили в планетарий, установив там маятник Фуко. Но недолго просуществовал планетарий в соборе. С самого открытия 2 мая 1962 года планетарий не окупал себя и был закрыт в 1985 году, но официально — 01.08.1988. С этого времени Свято-Петропавловский кафедральный собор пустовал и разрушался от бездействия.

В 1989 году святыня возвращена Православной Церкви. Уже в Рождество следующего года в храме проходила первая торжественная служба. Одновременно восстанавливали интерьер, убранство, заново строили колокольню.

Сейчас в храме хранятся православные святыни: частицы мощей святителя Николая Чудотворца и местночтимой святой Манефы Гомельской.

Фото: dasty5 и др.

Метки:
166